Как определить размер компенсации за использование чужого товарного знака?

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель по мере увеличения ассортимента товаров расширяет зону торговли. При высокой конкуренции возникает необходимость защиты своих прав, и это сделать можно с помощью уникальных обозначений, выделяющих продукт компании на рынке. Что представляет собой товарный знак, каковы правила его использования по законодательству.

Что такое товарный знак?

По своей сущности, это специальное формально определенное основное средство индивидуализации, посредством которого определяют, какие фирмы обладают правами на конкретный продукт.

В ст. 1477 ГК РФ говорится о том, что исключительное право ИП или юр. лиц на обозначение товаров в виде товарного знака подтверждается удостоверением после регистрации в соответствующем государственном органе — Роспатенте.

Когда запатентованный бренд становится достаточно известным и вызывает положительные ассоциации у клиентов с продуктом компании, на рынке могут появиться недобросовестные лица с умыслом скопировать полностью или до степени смешения товарный знак.

Безосновательное использование бренда, то есть без согласия правообладателя, будет незаконным. За данное деяние предусмотрена гражданская, административная, а в случае крупного ущерба и неоднократность совершенного деяния предусмотрена уголовная ответственность по статье 180 УК РФ.

Как за нарушение прав определить размер компенсации на товарный знак?

В гражданском законодательстве РФ есть несколько способов расчета суммы компенсационных выплат за использование товарного знака без согласия собственника.

В соответствии со статьей 1515 пунктом 4 ГК РФ правообладатель имеет право по своему усмотрению потребовать выплаты компенсации от правонарушителя вместо возмещения убытков (лицо понесло или должно понести расходы вследствие нарушенного права, которых не было бы при обычном гражданском обороте).

Согласно этой же статье ГК РФ, взыскать компенсационные выплаты можно:

В твердой денежной сумме от 10 тыс. руб. до 5000 тыс. руб., размер которой определяется судебным решением в зависимости от характера правонарушения и степени причиненных материальных потерь.

В удвоенном размере стоимости товаров или цены права использования товарного обозначения. Сумму высчитывают исходя из обычной стоимости правомерного использования товарных обозначений.

Такой порядок был установлен вследствие того, что ранее правообладатель должен был доказать конкретный размер понесенных материальных потерь, однако в судебных спорах, связанных с интеллектуальной собственностью зачастую сложно установить конкретную сумму. Вследствие этого законодатель, отрегулировав механизмы расчета, установил, что компенсация должна быть, даже если точную сумму установить не представляется возможным.

Как взыскать компенсацию за неправомерное использование товарного знака?

Перед взысканием компенсационных расходов необходимо доказать нарушение авторских прав и неправомерное использование товарного знака. Сумма должна быть обоснована правообладателем на основе понесенных убытков и упущенной выгоде. Важно знать, что лицо, скопировавшее оспариваемое обозначение или схожее с ним, должно заниматься той же деятельностью, что и правообладатель. К примеру, невозможно предъявить иск от парикмахерской к продуктовому магазину за использование запатентованного средства индивидуализации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ на истце после установления правонарушения лежит обязанность обосновать размер выплат, а также нормы содержатся в ст. 65 ФПК РФ.

Обязанность оценить компенсационную сумму на судье. Для наиболее полного восстановления нарушенных прав, правообладатель должен предоставить доказательную базу в суд для подкрепления исковых требований. При подаче искового заявления истец должен указать цену в твердой сумме.


БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Напишите нам, и наш менеждер ответит на Ваши вопросы